Год экологии, деревья вокруг нас и коллекции старейшего в России ботанического сада
Главная > Медиа > Новости > Год экологии, деревья вокруг нас и коллекции старейшего в России ботанического сада
11 Июля 2017
Год экологии, деревья вокруг нас и коллекции старейшего в России ботанического сада

Биолог Александр Раппопорт очень любит свой ботанический сад. Заместитель директора Ботсада МГУ им. М. В. Ломоносова, член Экспертного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, Александр Витальевич рассказывает, как приручить зеленое пространство города, как его правильно создавать. Все что делается в Москве потом расходится и копируется по стране. В этом году наш частый гость Раппопорт побывал в воронежском парке «Динамо» (после ребрендинга переименованный в Центральный парк) и похвалил, как там все организовано. Прошелся он и по другим улицам.


БЕЛИТЬ ИЛИ НЕ БЕЛИТЬ

Раппопорт 3.jpg— Весенний Воронеж опять весь белый. В середине мая приезжал и обратил внимание.

— Традиции сильны, продолжают белить. Для тех, кто не слушал вас на семинарах в «Репном», повторите, пожалуйста, почему белить деревья поздней весной не надо.

— Для начала надо понять, в чем смысл побелки. В первую очередь это защита деревьев от весенних ожогов. Поэтому если их и белить, то с осени, чтобы ранней весной, когда снега еще много, эта побелка отражала свет и не давала деревьям нагреваться. В марте солнце припекает с южной стороны, а с северной после ночного заморозка дерево холодное – получается большой ход температуры, тонкая кора не выдерживает и лопается. Чтобы этого не происходило, надо белить молодые деревья, но не все, а растущие там, где много чистого снега и много света – например, на садовых или загородных участках плодовые деревья растут редко, не дают большой тени.

— У нас все наоборот – белят в городе и вдоль дорог, чтобы было красиво.

— Другая история побелки, про которую все знают, что таким образом мы убиваем личинки насекомых, зимующих в коре. Отчасти это действительно так, но тогда надо белить исключительно известкой, чтобы возникала щелочная реакция, которую насекомые плохо переносят. Побелку наносить сразу после схода снега, а еще лучше перед зимой, с осени. На сегодня я вообще ни в одном городе не видел, чтобы белили известкой.

— Когда-то давно белили известкой, в детстве.

— В детстве да. Известка не такая белая и не так хорошо ложится, как водоэмульсионная или масляная краска, которая закупоривает все поры и дерево этим местом не дышит, кора только портится. И уж точно не надо белить в конце апреля, в мае, когда уже распустилась листва и все насекомые, что там зимовали, уже вылезли и расползлись по кроне дерева. Опасные насекомые, которые вредят зеленым насаждениям города, находятся либо в листве и могут откладывать яйца прямо в почках, либо в почве. Поэтому вот этот метр, который мы белим, никак не влияет. Чем плоха побелка? Во-первых, эти финансовые средства можно было бы на что-то полезное потратить. Во-вторых, это внесение некой химии (белая краска может содержать титан, магний и цинк, органические фенольные соединения) в экосистему, ведь потом все это смывается и попадает в городскую почву.

— Получается, или известью в ноябре, или вообще не белить?

— Можно и не белить. Другой вариант от весенних ожогов – маты из бамбука (на Тверской так сделали). Дерево оборачивается бамбуковыми трубочками, воздух в них предохраняет от перегрева, а сам бамбук защищает от механических повреждений.

— В этом случае о защите от жучков уже речи не идет?

— Борьба с жучками при помощи извести касается только молодых деревьев. У старых достаточно толстая корка, чтобы этой проблемы не было. Например, липам жучки не страшны, никто в них не зимует.


ГОД ЭКОЛОГИИ И МОСКОВСКИЕ ЛИПЫ


Раппопорт 1.jpg— Кстати, о липах. Что вы думаете про историю с московскими липами, которые сажали в конце прошлого года?

— В Москве сажали, а в Воронеже уже слышно… Я на самом деле много раз ходил смотреть московские липы, просто как москвич смотрел. Мне это действительно интересно, потому что липы роскошные и сажали их в принципе грамотно. Я лично видел как их сажали на Тверской. Некоторые распускаются.

— Откуда привезли эти липы и чей это проект?

— Из Германии в основном. Этот проект разрабатывала «Стрелка», я их консультировал, он был вполне разумный. Но сажала не «Стрелка». Хотя объем земли там достаточный для того, чтобы дерево 10-15 лет жило на этом месте.

— Сколько земли достаточно для одного дерева?

— 4 кубометра – это минимум. На Тверской заложено больше, на Садовом кольце где-то меньше.

— Пишут, что из почти ста лип у половины почки не распустились. 200 т.р. стоило посадить одно дерево.

— Это тяжелые экологические условия, соляная взвесь, которая всю зиму их покрывала. Их надо обливать, отмывать от этой взвеси, стимулировать специальными гормонами… К сожалению, очевидно, что некоторые деревья и не проснутся. Почему это случилось? Во-первых, растения были перевезены в Россию в октябре-ноябре и посажены сразу, а в это время в Европе еще не закончился период вегетации. Их привезли с листьями, они не успели акклиматизироваться, подготовиться к холодам, и попали сразу в раннюю московскую зиму. В этом году снег лег на месяц раньше, чем должен был. Второй фактор – действительно нельзя торопиться с посадками, в Москве лучше деревья все сажать весной, а не осенью. Но была некая система тендеров, которая предусматривала посадку в течение 2016 года. Поскольку не успели весной 2016, обязаны были выполнить условия контракта и посадить осенью 2016 года.

Внешний вид Тверской изменился, это был важный проект для города. Все ходили по центральной улице в начале ноября, фотографировались и удивлялись, потому что деревья появились сразу. А по-хорошему, надо было привезти их в Россию, оставить в питомнике, они бы перезимовали, еще бы годик постояли, привыкли, и следующей весной 2017 года, а лучше и 2018-го, их бы и посадить на Тверской.

Почки не распустились – это ничего не значит. Пересаженные деревья могут распускаться позже, там есть пазушные почки, они могут распуститься в конце июня. Проблема в том, что эти побеги не вызреют к следующей осени, не заложатся следующие почки. И вот весной 2018 года они уже не откроются.

— И тогда их надо выкорчевывать и на место образовавшихся пустот сажать новые?

— Слово корчевать тут неправильно, потому что они с формированным комом. Их просто вынимают краном, как их туда и ставили, меняют на новые. Они корни не успели дать за зиму.

unnamed-7-.jpgunnamed-6.jpg

Альпинарий Ботанического сада МГУ

— Указом президента 2017-й объявлен в России Годом экологии и Годом особо охраняемых территорий. Во что это вылилось на практике, что уже сделано за полгода и чего нам ожидать до конца года?

— Большую работу проводит биологический факультет, где мы [вместе с Д.Н. Кавтарадзе. – Прим.авт.] трудимся. Министерство экологии совместно с Министерством образования разработали экологический диктант на биологическую грамотность, для школьников разных лет были составлены задания. Что касается конкретных особо охраняемых территорий, в этом году 100 лет Баргузинскому заповеднику.

unnamed-9.jpgunnamed-8.jpg

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород»

ЧЕМ БОГАТ БОТАНИЧЕСКИЙ САД: ПИОНЫ, ИРИСЫ, СИРЕНЬ И АЛЬПИНАРИЙ


Раппопорт 2.jpg— Что в ботаническом саду МГУ есть такого, чего нет в других ботанических садах, на других охраняемых территориях?

— Хотя бы исторически, ему 311 лет – это уже достойно. Остального может и не быть. Наш ботсад – старейшее ботаническое научное учреждение в России. Необычно и то, что он располагается на двух абсолютно разных территориях – одна историческая в центре Москвы, которая сейчас стала очень популярным модным местом, а вторая в академическом окружении на территории кампуса МГУ рядом с высотным зданием. Наличие двух совершенно разных площадок позволяет по-разному подойти к менеджменту этих территорий. Культовый «Аптекарский огород» проводит много выставок, там практически нет растений из Красной книги, каких-то редкостей, которых много на закрытой территории на Воробьевых горах, но там красочно, ярко, красиво, это модное место, где молодежь для себя делает открытие о мире растений. Часто люди здесь знакомятся с растениями первый раз. Если кому-то становится интересно, они раскапывают дальше, что есть вторая территория, на которую можно зайти только с экскурсиями. Идут к нам, и вот тут они уже попадают в мир удивительных редкостей, которые нигде в Москве не встретишь. Собственно, именно поэтому мы и закрыты.

Несколько коллекций растений, которые хочется отметить, которых нигде нет.

Первая – коллекция древовидных пионов. Нам привозят много посадочного материала из Европы. Наш селекционер Марианна Сергеевна Успенская, в мае 2017 отметившая 50 лет работы в ботаническом саду МГУ, выпустила замечательную книгу о том, как вывела более 40 сортов древовидных пионов.

— Это за полвека?

— Да, это очень не торопясь, потому что они прорастают только на второй год. А цветет он первый раз только на пятый-шестой год. Поэтому все постепенно, и надо обладать изрядным терпением.

unnamed-5.jpgunnamed-4.jpg

Древовидные пионы: слева сорт «Владимир Новиков», справа сорт «300 лет Ботсаду МГУ
»


Еще одна коллекция, сейчас самая большая в России – это коллекция сирени. Формально мы говорим про 160 сортов, но реально около 200 сортов сирени, и это не только обыкновенная, но и сирень гибридов Престон, канадские сорта, которые цветут позже, есть амурская сирень, много-много разной сирени.

— Вероятно, чтобы так хорошо все росло, хорошо бы обладать натуралистическим типом интеллекта, позволяющим с растениями взаимодействовать. Это из лекции Филоновича про теорию множественного интеллекта Гарнера.

— В значительной степени тут нужны чутье и интуиция. У одного «зеленые» руки, он черенок от лопаты посадил и зазеленел. А некоторые как ни посадят, все равно ничего и не растет.

unnamed-2.jpgunnamed-3.jpg

Сирень: слева сорт «Великая Победа», справа сорт «Леонид Леонов»


— Ботанический сад может с такими людьми делиться саженцами или продавать их в массы?

— Может.


— Массово?

— Нет, это не очень массово, поскольку мы не питомник. Но есть отношения с некоторыми питомниками, в которые мы отдаем, а они дальше там размножают. У нас самих нет ни людей, ни площадей, чтобы массово делить. Если 12 миллионов жителей Москвы возьмут по одному черенку, то ничего не останется.

unnamed-1.jpgЕще у нас есть самая большая в России коллекция ирисов. Видов там около 20, а сортов больше 1000. Травянистых пионов примерно 320 сортов и видов. Флоксов около 700. И еще замечательная коллекция яблонь, 200 сортовых и видовых со всего мира собрано. Яблони, которые могут расти в нашей полосе – это примерно около 40 видов из разных регионов происхождения яблони. Есть и американские, есть азиатские, и дальневосточные, есть из Центральной Азии. Все это собрано у нас.

— Расскажите историю происхождения альпинария ботсада МГУ.

— Это удивительная ландшафтная композиция площадью около гектара, только в советские времена могли такое построить. С Карельского перешейка привезли огромные гранитные валуны и в центре ботанического сада сложили из них горку высотой до 6 м – это центральная часть, дальше вокруг небольшие горки метра по 3, озеро с кувшинками. Вокруг тоже искусственный холмистый рельеф. В 50-м году там была стройплощадка. Ее разровняли, насыпали гранит и посадили растения. Одна их часть на юг смотрит, другая на запад, на восток. Подбирали растения для каждого холма исходя из микроклиматических факторов – и собрали. Южный склон – это растения гор Средней Азии, потом идут растения Крыма и Кавказа, растения горных систем Северной Америки, растения гор Дальнего Востока.

На фото: цветение карликовых ирисов


— Для кого это делалось?

— Весь этот ботанический сад создан для того, чтобы студенты естественнонаучных факультетов, которые закладывались на новой территории в 1950-м году, могли ботанику изучать не только по книжкам, но и в природе, выйдя на территорию. У нас есть дендрарий и альпинарий, оба они построены по географическому принципу – когда растения из региона располагаются в одном контуре. К нам ходят и студенты, и школьники, мы рассказываем и показываем: Вот это растение европейской части, это растение Сибири, Дальнего Востока, это Япония, Китай, Северная Америка и т.д. Получается маленькое кругосветное ботаническое путешествие. И это уникально, такого нигде нет.

Беседовала Ирина Трофимова

Вернуться