4 апреля Школа провела вторую онлайн-лекцию из цикла «Смысловой мир визуальных образов. Чему может научить «чтение» произведений изобразительного искусства?». Ее, как и первую, прочла эксперт “Репного” Елена Ищенко, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания ВГУ. Если до этого мы говорили по большей части об искусстве академическом и старых мастерах, то на первой апрельской встрече речь зашла об искусстве ХХ века.
В конце ХIХ столетия рисунки из пещеры Альтамира показали, что искусство уже проходило путь от реализма к абстракционизму. Это навсегда изменило представление об изобразительном искусстве, доказав нам, что в нем нет прогресса и регресса, а есть скорее два полюса. В это же время живопись, вынужденная состязаться с фотографией в реалистическом высказывании, понемногу переставала быть зеркалом, поставленным перед реальностью. “Это зеркало разбивается, и в каждом из этих осколков возникает что-то новое, что-то свое”, — отмечает Елена Ищенко.
В ретроспективе искусства ХХ века лектор показывает, как усилия художника с точки зрения изображения становятся бессмысленными, как галерея наделяет объект, выдернутый из привычного контекста, статусом произведения искусства. Как авангард, идущий в сторону нового человека, через массовое, народное искусство, соседствовал с реализмом, который никогда не переставал существовать. Как новые формы развивались параллельно с языком обратной перспективы, переосмыслением знакомых символов, наполнением их новым смыслом.
Безусловно, у искусства есть своя логика развития, оно не только отражает жизнь, но и по-своему отвечает на вопросы философского свойства, и искусство ХХ века это доказало. Живет ли искусство только в музеях и галереях? Есть ли сегодня грань между искусством и не-искусством? Кто может ее провести? Эти вопросы по итогам лекции остались открытыми — и для осмысления, и для новых ответов от новых поколений художников и искусствоведов.